25
Апр
2016
Нет комментариев

Миф причин и следствий в SEO

“Для продвижения сайта (XXX), нужно покупать, (YYY) а не ссылки!” пословица SEO специалистов

Эта пословица универсальна, поэтому я намеренно удалил части, которые можно заменять в зависимости от тематики сайта. Каждый из вас сможет дополнить эту пословицу своим собственным смыслом.

Эксперимент на примере пиццерии в Бресте:

Этап 1. Сбор ключевых слов относящихся к тематике доставки пиццы в Бресте.

сбор ключевых слов

На первом этапе были собраны все ключевые слова относящиеся к тематике доставки пиццы в моем городе.

2 этап. Разделение ключевых слов на “витальные” и “транзакционные”.

витальные - транзакционные

На втором этапе ключевые слова были разделены на “витальные” и “транзакционные”. Витальные, это те запросы, которые подразумевают поиск услуги по названию пиццерии, а транзакционные запросы, это запросы без упоминания конкретной пиццерии, то есть направленные на покупку “где-то”.

3 этап. Анализ лидеров по витальным запросам (сумма витальных запросов).

сумма по витальным запросам

Все витальные запросы были просуммированы относительно каждой пиццерии.

4 этап. Анализ лидеров по транзакционным запросам (коэффициент видимости, рассчитанный по средней позиции в Яндексе).

лидеры по транзакционным запросам

На данном этапе были собраны позиции в поисковых системах и рассчитан коэффициент видимости, который отражает степень видимости сайта в поисковой системе Яндекс.

5 этап. Анализ корреляции коэффициента видимости и суммы по витальным запросам.

корреляция суммы витальных и видимости транзакционных

Чуда не произошло, лидеры по витальным запросам = лидеры в поиске.

Я намеренно выбрал тематику пиццы в Бресте, так как сайты практически не оптимизируются, и никаких явных сигналов с этой стороны нет. На позиции сайта имеют наибольшее влияние так называемые поведенческие факторы.

Откуда поисковые системы знают, у кого “пицца вкуснее”?

  Пиццерия 1  Пиццерия 2  Пиццерия 3 
Завершенные сессии   1000  400  200
 Витальные запросы  1098  513  496
 Ядро сайта  2441  1240  800
 CTR на выдаче  46%  14%  11%
 Прочие факторы  ---  ---  ---
 Следствия  ТОП 1  ТОП 2  ТОП 3

Если внешних и внутренних сигналов явно выделяющих лидера нет, поисковой системе не остается ничего, кроме как ранжировать сайты по “вкусу пиццы”.

Пояснение логики:

Завершенная сессия. Человек вводит транзакционный запрос и начинает выбирать между сайтами предлагающими доставку пиццы. Он останавливает свое внимание на какой-то пиццерии, звонит или заказывает онлайн, и тут вдруг ему говорят, что нужно подождать 3 часа. Конечно пользователь не хочет столько ждать и идет в поиск обратно, или переходит на вкладку другой пиццерии, звонит и совершает заказ.

Допустим сессия завершилась на сайте X, с большой долей вероятности, человек заказал пиццу именно на нем. Сигналом завершения сессии может служить закрытая вкладка и прекращение поиска, закрытый браузер и пр.

Конечно, для подобных выводов поисковым системам необходим значительный массив данных, поэтому на основании 100 сессий никакие выводы не делаются.

Витальные запросы. Как правило говорят о популярности бренда в оффлайн среде или каких-то оффлайн активностях (наружная реклама), количество витальных запросов учитывается поисковыми системами в связке с другими сигналами.

Ядро сайта. Пользователи, которые периодически возвращаются на сайт из закладок, по прямым ссылкам, по витальным запросам, то есть пользуются услугами компании.

CTR на выдаче. По сути просто кликабельность вашей синей ссылки в поисковой выдаче, если находясь на 5-ой позиции ваш CTR выше чем у первой позиции, это положительный сигнал.

Это просит бизнес  Это нужно бизнесу 
 Покупка ссылок  Покупка печей
 Техническая оптимизация  Расширенный штат на выходных
 Перелинковка  Возможность оплаты онлайн
 Настройка sitemap.xml  Вкусная пицца
 Настройка robots.txt  Вежливый персонал
 Текстовая оптимизация  Быстрая доставка
 10% результата  90% результата

Вот и пословица: Для продвижения сайта пиццерии, нужна вкусная пицца и отличный сервис! Ну и немножко SEO и рекламы.

Пословица о том, что развитие сайта в большей степени зависит от факторов на стороне бизнеса. Развивая бизнес, вы помогаете себе и в онлайн среде.

А если у меня интернет магазин?

Rc = V *(2*T + U + D+ 2*S), где
Rc - коммерческая релевантность запроса на странице сайта;
V - ассортимент на странице, имеет градацию: большой, средний, малый;
T - доверие к сайту, имеет градацию: спам, обычный, хороший, идеальный;
U - юзабилити сайта имеет градацию: плохое, хорошее, отличное;
D - дизайн сайта, имеет градацию: плохой, хороший, отличный;
S - сервис сайта, имеет градацию: спам, обычный, хороший, идеальный.

Все параметры принимают значения от 0 до 1.

Rc - зависит от связки запрос-страница-сайт.
V - зависит от пары запроса-страница.
T, U, D, S - не зависят от пары запроса-страница.

Источник: “Учебная” формула коммерческой релевантности из доклада Яндекса (2013).

Это формула коммерческого ранжирования, отражающая основную суть. Деталей у нее наверняка очень много в реальности, но основные моменты в ней можно использовать для глобальных выводов и гипотез.

V - ассортимент, более важной составляющей в формуле нет. Хотите ТОП 1 по запросу “купить ноутбуки”? Дайте SEO специалисту эти ноутбуки!

По сути идея создания интернет магазина, должна быть основана на сравнении ассортимента с конкурентами. Если у вас значительный перевес или равенство, есть большие шансы, если напротив ассортимент скудный, ждите ровно таких же результатов от продвижения.

Как мыслят победители:

Насколько я знаю, поисковому трафику у вас уделяется много внимания?

Да, у нас довольно много SEO-специалистов. За каждым закреплено несколько разделов сайта по товарным группам. При этом SEO-специалист активно занимается аналитикой и предлагает изменения, связанные со своей товарной группой. К примеру, если по данным анализа внешнего или внутреннего поиска он понял, что чего-то не хватаетпредлагает товароведам дополнить ассортимент.

Rc = V *(2*T + U + D+ 2*S), чего-то не хватает, это - V

Интервью Диляры Саетовой, интернет-магазин «220 Вольт»

В крупных и успешных магазинах инициаторами расширения ассортимента являются SEO специалисты. SEO специалист изучает спрос, текущее положение сайта и рекомендует закупить те или иные товары. Позиции растут за счет ассортимента, пользователи также рады выбору, товары продаются.

В реальности, владельцы магазинов смотрят на большие интернет магазины и считают, что их успех завязан на каких-то мифических привилегиях. Хотя в жизни, все проще.

Так в чем же суть мифа?

Заключая договор, клиенты покупают результат, который отвязан от остальной жизни. По сути клиенты понимают плату за работы по SEO, как аренду ТОПа, если SEO-шники не дали ТОПа, значит козлы.

клиент арендует ТОП
В реальности все результаты в поисковой выдаче являются проекцией бизнеса. Подрядчики выполняют роль проектора в который загружает пленку сам клиент. По сути все предрешено уже в самом начале сотрудничества SEO компании и бизнеса.

реальность в SEO

Если потенциальные подрядчики "мямлят" на этапе подписания договора, значит они не верят в эффективную проекцию вашего бизнеса, не видят факторов успеха на вашей стороне.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СОХРАНИТЕ В СОЦСЕТИ: